О Сокровенном
«Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и
единодушно устремились на него…»
Деян.7:57
«… как написано: Бог дал им дух усыпления,
глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего
дня».
Рим.11:811.
«Имея очи, не видите? имея уши, не
слышите? и не помните?»
Мар.8:18
Сокровенное передается не в видимых образах, а через
Слово. Оно обращено к слушающему или к тому, о ком говорится: "Имеющий ухо, да слышит” [Отк. 2: 7, 11, 17,
29; 3: 6, 13, 22; 13: 9]. То же Слово для глаз выступает в виде
символов, требующих истолкования, тогда как для уха – непосредственно
и во всей полноте Духа Истины.
Может быть поэтому искусство истолкования пророчеств более важно, чем дары
пророческих видений.
"Мир сей, – по слову Тайновидца Иоанна, – весь лежащий во
зле" (1 Ин. 5; 19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь
борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык:
сокращения, монограммы, символические изображения и знаки (См.: История
развития формы креста).
Символ – чаще
всего чувственно воспринимаемый образ,
посредством которого выражается и
передается нечто чувственно не
воспринимаемое. Иначе говоря,
символ – видимый знак
невидимой сущности. Назначение символа соединять видимое и невидимое, землю и небо. В том же смысле
и икона есть изображение-символ или символическое изображение, в
котором видимое раскрывает или открывает
нашему духовному оку
невидимое. Таким образом, икона и символ находятся в семантической близости[1]. И то, и другое выражают
невидимое или сокрытое в видимом,
точно так же как и в каком-либо ином чувственно воспринимаемом образе.
ξύμβολον – 1) (условный) знак, сигнал; 2) предзнаменование, знамение; 4) намек; 5) знак
достоинства; 6) эмблема;
7) пароль; 8)
символическое изречение, иносказание
(τὰ Πυθαγόρου σύμβολα Plut.).
Молодая овца (агнец) – аллегорический образ (символ) послушания
Богу.
Козел – аллегорический образ
(символ) своенравия, не знающего путей Божьих. Змий – аллегорический
образ разума без любви, устремленного к всеведению Рог (а) – аллегорический образ
(символ) власти и т.д., не
говоря уже о числовых и геометрических символах: один, два, три, семь, восемь,
десять, семьдесят, семьдесят раз по семь, шестьсот шесдесят шесть, круг,
треугольник, звезда пяти- и шестиконечная
и др. [См. в моем Словаре
символического языка Священного Писания].
|