Валюта

ВИДЕО

Календарь

«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Поиск

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ничто не есть без Любви...

Главная | Регистрация | Вход
Цитаты дня


Главная » 2013 » Апрель » 14 » Страх
22:58
Страх
23.03.2013  
(чч/мм) 00:48

«... страх Мой вложу в сердца их, 
чтобы они не отступали от Меня»

                              Иер. 32: 38

Страх 
(возражение С. Кьеркегору)

    Согласно Кьеркегору, страх не происходит от вины. Он происходит от  невинности. Невинность есть неведение. Виновность наступает вместе с  познанием. И именно познание, т.е. приобретение знания о чем-либо и  познаваемое нами как нечто определенное, порождает виновность. Да. Но  только в том случае, если сам мыслительный процесс принимается за  поступок или за нечто знаемое вполне определенно и, тем самым,  мотивирующее поведение человека в его действительной свободе «как  возможность для возможности»  быть или не быть тем (или с тем), что он  знает. Неведение, напротив, ставит человека в положение абсолютной  неопределенности своего для-себя-бытия, своей свободы, поскольку в этой  неопределенности сознания, пребывающего в абсолютном неведении, нет  ничего, а если есть, то оно для него ничто – бытие о котором оно ничего  не знает. В неведении человек стоит именно перед ничто. Отсюда и  возникает страх. Неведение невиновно, однако поскольку вместе с ним  «здесь присутствует страх», то возникает представление «как будто она  (невинность –  Г.Х.) уже потеряна». Такова точка зрения Кьеркегора.
    Здесь мы должны возразить. Страх от неведения – это все же вполне  определенный страх, т.е. страх перед тем, чего я не знаю и что, в этом  смысле, выступает для меня как ничто, которое и вызывает страх. Страх  перед ничто, перед неведомым, можно точнее определить как тревогу, т.е.  неопределенный страх. 
    В этом смысле весьма спорно, что у животных нет страха. Есть страх  порожденный не неведением, а знанием, т.е. страх от того, что мне  известно. Например, страх, порожденный определенным знанием того, чего  делать нельзя и известием о том, что за этим может последовать. Мне  сказали, меня предупредили не переходить на ту сторону, так как там –  место гибели.  Я знал это, но вот ... перешел и испытываю не тревогу, но  вполне определенный страх, так как я знаю, что со мною будет.
   Итак, страх неведения – это тревога, нечто смутное и неопределенное,  «это определение грезящего духа» (С. Кьеркегор) или слепой страх,  незнающий чего он боится. Страх определенный – это страх от знания  (причем неважно как оно приобретено и насколько достоверно), знания,  которое отчетливо различает чего и почему должно боятся (например, страх  Авраама, решившего принести в жертву сына). Наконец, отчаяние – это  бесконечный страх, от сознания того, что все пути отрезаны и нет надежды  на спасение. Отчаяние в религиозном смысле есть грех, так как верующий  не должен терять надежды.   
     Наконец, страх, который испытывает человек перед своей смертью. Это  страх перед полной определенностью прожитой им жизни (страх от вины), о  которой он знает и неопределенностью своего будущего, страх от неведения  своей посмертной участи, о которой он ничего не знает, но предугадывает  Сердцем, ибо Сердце знает, что Бог есть.
     Слова «страх» и «трепет» [древнеевр. – <03374> yir'ah yiraw'  или <06343> pachad pakh'-ad; древнегреч. – <5401> phobos  fob'os] встречается в Библии повсеместно как в обычном житейском своем  употреблении, так и в религиозно-нравственном смысле – «страх  Господень», благоговейный страх или «трепет», как, например, в следующем  фрагменте: «сердце его трепетало за ковчег Божий» [1Цар. 4: 13].  Встречается оно и в словосочетаниях, причем чаще как «страх и трепет»,  «ужас и трепет», «трепет и ужас» и др. 
      Что же такое страх? Душевная немощь? Свидетельство слабой воли и  нравственного несовершенства? Нечто недостойное человека? Нет, это не  так.
    Человек, если он что-либо ценит, а тем более любит, не может  равнодушно взирать, когда то, чем он дорожит, попирается или  разрушается. Поэтому страх как нравственно возвышенное чувство, как  духовный трепет любящего сердца, не есть нечто унижающее человека.  Правда, есть люди, которые (как они иногда говорят) ничего и никого не  боятся. Это значит, что даже самое ужасное и самое постыдное не вызовет  содрогания в их сердце. Их внутренний судия может спокойно и равнодушно  взирать на все происходящее. 
      Мудр ли человек и как он мудр проявляется в том, чего он боится, чем  он дорожит. Поэтому страх – начало мудрости [Пс. 110: 10; Прит. 1: 7;  9: 10]. «Придите, дети, – говорит Библия устами своего псалмопевца, –  послушайте меня: страху Господню научу вас» [Пс. 33: 12], т.е. научу вас  ценить и дорожить тем, что больше всего должно быть ценимо и охраняемо  сердцем вашим.

Г.Х
Просмотров: 1016 | Добавил: философ | Теги: страх как начало мудрости, трепет, тревога, страх и вина, страх, страх и невинность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024