Валюта

ВИДЕО

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Поиск

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Ничто не есть без Любви...

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Христианское понимание веры
Г.В. Хомелев
д-р филос. наук
 
ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВЕРЫ
 
«Бог есть любовь, и пребывающий в
любви пребывает в Боге, и Бог в нем»
 [1Иоан.4:16]
 

Вера в Бога – особая мудрость. Человек, ее не имеющий, предан суетным заботам мира. Согласно христианским представлениям без Бога все – суета, все – пустое беспокойство и напрасная надежда, которую мудрый Екклесиаст назы­вает томлением духа, когда «человек ходит по­добно призраку» [Пс.38:7], соби­рает и копит, но вся эта забота не больше, чем погоня за пустотой. «Суета сует», деятельное безверие, тщетная забота о пре­ходящих вещах мира, никогда не успокаи­вается, потому что никогда не достигает того, чего она хочет. О людях, которые так суетны, что в сердце своем отступили от Бога, говорится «червь их не умрет, и огонь их не угаснет» [Ис. 66: 24; Мар. 9: 44, 46, 48]. Лучше ви­деть глазами, нежели скитаться душою, – говорит Екклесиаст [Еккл.6:9], т.е. лучше внешняя (созерцательная) привязанность к зем­ному (видимому), чем душою («в серд­цем своем») предаваться суетным мыслям и заботам мира. Неверие всегда полагается на то, что оно видит.

С хри­стиан­ской точки зрения вера в Бога – бла­го­­датная сила, действующая в чело­веке: она есть «осуществление ожи­­­дае­мого и уверенность в невидимом» [Евр.11:1]. Поэтому вера не может основываться только на чувственном опыте (1), особенно, когда сама она есть исповедание Бога невидимого, неизмеримого, невыразимого никаким человеческим рассуждением, представлением. Так, Господь, отвечая Моисею на вполне по­нятное чело­ве­ческое желание увидеть славу Божью, предупреждает: "лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых” [Исх.33:20; см.: Быт.32:30; Исх.28:34-35; Втор.4:12]. Евангелие от Иоанна прямо говорит, что Бога «не видел никто никогда» [Иоан.1:18]. Тем не менее человеческое познание Бога возможно через «рассматривание Его творений» [Рим.1:20], т.е. не непосредственно, а как бы со спины Того, Кто пронес славу Свою пред Моисеем, предварительно покрыв глаза его рукою [Исх.33:21-23].

Таким образом, христиане в отличие от язычников исповедуют невидимого Бога, Его вечную Силу и Совершенство. В свое время св. апостол Павел, проповедуя в Афинах, обращал внимание слушавших его в ареопаге всего лишь на один момент, связующий некоторые языческие святыни с христианским представлением о Боге. Он говорил им: «проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» [Деян.17:23].

Бог невидим. Он есть Тот, Кто "соделал мрак покровом Своим" [Пс.17:12]. И хотя только мыслящий разум касается сферы невидимого мира, вера в Бога не есть согласие с какими-либо положениями в силу того, что они доказаны человеческим разумом. Веру в Бога нельзя ни обосновать, ни, так сказать, «углубить» доводами разума (2). Бог «запределен всему сущему и существует вне слов и мышления» (св. Дионисий Ариапагит). Именно поэтому вере невозможно научить. Ее можно только укрепить общением с Богом или тем, что псалмо­певец проникновенно называет «жертвой уст наших» [Пс.118:108] – молитвой сердца, обращенной к Творцу неба и земли [Ос.14:3; Евр.13:15]. Иными словами, вера в Бога есть то, чем кратко обозначается наше рождение в Духе Истины. Поэтому поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему в духе, т.е. с верою [Иоан.4:24]. В Новом Завете такая вера называется «солью» [Мар.9:50; Матф.5:13; Лук.14:34; Кол.4:6], а люди, ее приносящие, «солью земли» [Матф.5:13; см.: Евр.4:2].

Христианское учение о Боге неразрывно связано с идеей спасения человека. Само же спа­сение предполагает веру, т.е. лич­ное участие спасаемого, вы­ра­жаю­щееся в его определенном умонастроении – уверенности, ис­креннем сер­деч­ном расположении, которое называют надеждой [Рим.12:12; Плач.3:25-31].

Спасение верующего, кем бы он ни был, носит всегда личный характер: «...Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души» [Иез.14:13-14].

Высшим проявлением веры согласно христианским представлениям является любовь [1Кор.13:13]. Вера открывает врата неба и дает силы. Надежда возносит душу. Без надежды, нет крыльев, так что, даже имея веру, душа не способна восходить, остается как бы привязанной к земле. В надежде человек способен возвыситься над «непреодолимой» силой обстоятельств, вверяя себя Богу. Но только в любви познает он истинную глубину своей веры и все возвышение своей надежды. Без любви нет свободы. Только любовь освобождает человека от рабства миру и соединяет его с Богом. Но эта любовь, есть та, которая всем жертвует и все отдает. Это она «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» [1Кор.13:7].

Именно такая Любовь (любовь-жертва) делает человека свободным. Сила такой Любви уподобляется в Священном Писании силе смерти («сильна как смерть любовь»), поскольку именно смерть отнимает у человека все, что он имел в этом мире. Смерть уносит все земное, плотское. То же делает и христианская Любовь.

Так поймем и не отречемся: кто имеет Любовь, тот все имеет, и хотя ничем не обладает, обладает всем.

-----------------------------------------------

(1) «… мы ходим верою, а не видением». 2Кор.5:7.

(2) «Божество неизреченно и непостижимо» (св. Иоанн Дамаскин) [См.: Мф. 11:27].

Категория: Мои статьи | Добавил: философ (21.04.2011)
Просмотров: 2086 | Теги: Вера и любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024