Валюта

ВИДЕО

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Поиск

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 14:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Ничто не есть без Любви...

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Феномен веры
Хомелев Г.В.
д. филос. н.
 
Феномен веры
 
 … Я не думаю, … будто вера – это нечто незначительное; напротив, я почитаю ее высочайшей вершиной и считаю нечестным со стороны философии, что она подменяет веру чем-то другим и смотрит на веру свысока.
С. Кьеркегор
 
О вере сегодня много говорят и много пишут. Ее основанием одни полагают чувство, другие – разум, иные – волю. Чувство, потому что предмет веры должен быть дан в опыте. Разум, потому что верующий должен знать предмет своей веры. Волю, потому что она претворяет явленное в опыте и знаемое разумом. Ясно, что вместе с этими своими основаниями вера опровергаема. А то, что опровергаемо, не может быть прочной ступенью, ведущей к Богу.
С точки зрения христианского понимания вера не может иметь своим основанием ни чувства, ни разум, ни волю.
Вера – безосновна, или (если выразить это по-философски более приемлемо и понятно) она сама себе основание. Поэтому ее невозможно опровергнуть. В этом отношении вера отличается от убеждения, которое всегда обусловлено, и живо тем, что оно видит, слышит или удостоверяет собственным размышлением. Истинное достоинство веры составляет нечто прямо противоположное: имеющий веру верит в то, что и око не видело, и ухо не слышало, и что не приходило на сердце[1] человеку («блаженны невидевшие и уверовавшие» [Иоан.20:29]).
Вера ни от чего не зависит, и ни в чем не нуждается, не уповает на чудеса и не ищет знамений[2] и новых пророчеств[3]. Она – чисто духовное явление, в отношении которого самая очевидная действительность и непреложная необходимость не имеют никакой власти. Она – среда, или, выражаясь иносказательно, вода духовной жизни, о которой первый христианский писатель говорит: «Животворно таинство нашей воды[4], ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной!»[5]. Верою мы очищаемся от земных привязанностей и страстей, обретая нравственную чистоту и совершенство.
Истинная вера – абсолютна, суверенна и самодостаточна. Как мера возможного для человека она есть все и ничто из всего[6]. Имеющий ее, согласно христианским представлениям, – все имеет, т.е. имеет все необходимое для спасения. Поэтому верующий принимает все выпадающие на свою долю обстоятельства «как благо, зная, что без Бога ничего не происходит» (Учение двенадцати апостолов). Вера есть род любви, так как верим мы больше всего в то, что любим, причем любим всецело, безусловно, безрассудно, безотчетно и самозабвенно. Именно любовь, по словам апостола, «все покрывает (т.е. все превозмогает – Г.Х.), всему верит, всего надеется, все переносит» [1Кор. 13: 7].
Вера как род любви (вера-любовь) делает человека свободным. Сила такой Любви уподобляется силе смерти («крепка как смерть любовь» [Песн.8:6]), поскольку именно смерть отнимает у человека все, что он имел в этом мире. То же делает и Вера-Любовь. Именно такую любовь (веру) и именно такую веру (любовь) называет апостол Павел путем превосходнейшим [1Кор. 12: 31][7]. Она есть жизнь сердца. Это о ней слова Песни песней: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою», т.е. запечатлей образ мой в сердце твоем, обручись со мной в жизнь вечную [Песн.8:6]. Вера в Бога – это особая мудрость, мудрость, сокрытая под покрывалом несообразности. Это сила в бессилии[8], надежда в безумии, любовь, доведенная до самоотречения и обратившееся в ненависть к самому себе (С. Кьеркегор)[9]. Такая вера не есть то, что человек может поставить себе в заслугу. Она – благодатная сила, действующая в человеке. Ее источником, согласно христианским представлениям, является Бог. Это дар Божий человеческому сердцу для возвышения его любви.
В своем деятельном проявлении вера иррациональна. Она противоречит всему разумному, всякой человеческой мудрости, основанной на разуме[10]. Это жизнь, ведущая в смерть, и смерть, ведущая в жизнь. Вера подобна руке, которая, подавая – отнимает, а отнимая – подает.
 
Литература
 
[1] Слово «сердце» [древнеевр. – <03820> leb labe; древнегреч. – <2588> kardia kar-dee'-ah] – чрезвычайно часто встре­­­чается в Священном Писании. Его основное зна­чение – «внутренний человек», «ум», «сере­дина», т.е. внутреннее в живом существе или даже средоточие всей его нравственной жизни.
[2] Согласно христианской вере знамения и чудеса – не для верующих, а для неверующих [1Кор.14:22]. «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» [Иоан.4:48]; «… род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» [Матф.12:39; 16:4]; «… восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» [Матф.24:24].
[3] Апостол Павел предрекает о тех временах, когда «… и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», а любовь-вера пребудет вовеки [1Кор.13:8].
[4] Наша вода – т.е. вода крещения, любая вода, применявшаяся при совершении таинства. Ср. ниже, гл. 4-5: Зрел. 4. См. также Дидахе («Учение двенадцати апостолов») о крещении.
[5] Тертуллиан. О крещении. Гл. 1-3.
[6] «… истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» [Матф.17:20].
[7] «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший». Далее после этого стиха вся тринадцатая глава повествует о любви.
[8] Вера – это когда воля Божья побеждается совершенной покорностью ей.
[9] См.: Кьеркегор С. Славословие Аврааму // Страх и трепет. – М., 1990.
[10] «… Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» [1Кор.1:27]; «… ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» [1Кор.3:19].

Статья опубликована в сборнике: "Социально-инновационная модель хозяйственной системы: проблемы и перспективы построения в России. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. Март-апрель 2008 года. Общеэкономический факультет. Сборник докладов. СПб.: Изд-во СПбУГЭФ, 2008. - С. 156-158.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: философ (15.02.2011)
Просмотров: 1809 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 crorcegoors  
0
почерпнул много нового

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024