Валюта

ВИДЕО

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Поиск

Форма входа





Воскресенье, 19.05.2024, 15:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ничто не есть без Любви...

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

О покаянии
О ПОКАЯНИИ[1]
 
       Слово «покаяние» [древнегреч. – <3341> meta­noia met-an'-oy-ah] или «по­каяться» [древнегреч. – <3340> meta­noeo met-an-o-eh'-o, букв. – передумать, менять мысли] как изме­не­ние всего внутреннего существа человека в книгах Ветхого Завета не встречается. Правда, обращен­ный к людям призыв «Покайтесь!» в основном значении «признайтесь в том, что вы отступили от Бога», «сознайтесь в своем грехе» и «обра­ти­тесь» («воз­вратитесь к Богу») встречается уже в книге Ездры [Ездр. 10: 11] и у пророка Иезекииля [древнеевр. – <07725> shuwb shoob][Иез. 18: 30]. Близ­­кое ему «рас­кая­ние» и «раскаяться» [древнеевр. - <05162> nacham naw-kham’][2] то же можно найти и в Ветхом Завете [Быт. 6: 6, 7; Исх. 13: 17; 1Цар. 15: 29, 35; Иер. 31: 19; Ос. 13: 14], и в Новом Завете [Мф. 21: 29, 32; 27: 3; Рим. 2: 5; Откр. 9: 29, 21; 16: 11]. Терминологически все они близки и в главном своем значении совпадают: только при­знание своей вины без поиска каких-либо окольных путей к оправданию – ведет к покаянию. Покаяние – это прямой путь. Пожалуй, наиболее демонстративен в этом отношении следующий фрагмент из пророка Иеремии: «Когда я был обращен <07725>, я каялся <05162>, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей» [Иер. 31: 19]. Здесь два этих слова употреблены один рядом с другим, причем так, что второй раскрывает смысл первого. Представляется интересным и следующий фрагмент: «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» [1Цар. 15: 28-29]. Смыл таков: Бог – не человек, Он не делает неправды, чтобы Ему раскаиваться или сожалеть о содеянном.
        Раскаяться – значит признать себя виновным в том, что сделано, и признать содеянное грехом, тем самым отвергнуть его, отойти от него, обратившись к Богу[3]. Этот отказ от дел зла является таковым только тогда, когда он идет изнутри. «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши[4], и обратитесь <07725> к Господу Богу вашему» [Иоил. 2: 13]. Раскаяние должно быть внутренним обращением. Именно в этом отличие ветхозаветного обращения (от глагола <07725> shuwb shoob; букв. – «обрати­тесь») и раскаяния (от <05162> nacham naw-kham’, в основном значении – «сожалеть о чем-либо») и новозаветного покаяния (metanoia metanoia, букв. – «перемена помыслов», «из­ме­не­ние внут­рен­него существа») [Рим. 2: 5]. Внутреннее, невидимое существо наше – это то, что в Библии называется помыслами сердца: «Помыслы[5] в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» [Прит. 20: 5; Мк. 7: 21; см.: Сердце]. В этом смысле покаяться значит переменить мысли. Обычно раскаяние предваряется состоя­нием сокрушенного сердца[6]. Оно является обяза­тель­ным условием этой внутренней пере­мены [Пс. 33: 19; Пс. 146: 3]. Только раскаявшийся обретает душевный покой, примиряется с Богом, который прозревает глубины человеческого сердца. Выражение «нераскаянное серд­це» [Рим. 2: 5] означает чаще всего – «сердце, не примирившееся с Богом»[7].
       Для чего необходимо покаяние? Покаяние необ­ходимо для того, чтобы, как говорили пророки, сделать прямыми стези своей веры [Ис. 40: 3; Ис. 42: 16] к этому призывал и Иоанн Креститель [Мф. 3: 3; Мк. 1: 3; Лк. 3: 4]. Помыслы и чувства сердца непосредственно, прямо и всеце­ло свидетельствуют о нашем суще­стве. То, что мы есть, мы есть, прежде всего, внутренне. Поэтому без перемены помыслов сердца невозмож­но покаяние, а без покаяния невозможно обращение к Творцу со словами молитвы [См.: Молитва].
 
СНОСКИ:
 
[1] Опубликовано в книге: Хомелев Г.В. Тематический словарь символического языка Священного Писания: Опыт философского истолкования. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – С.204-208.
[2] Чаще всего переводится в значениях: 1) «сожалеть о чем-либо»; 2) «утешать, успокаивать(ся), примирять», «обрести покой». В том же смысловом значение и следующий фрагмент Исаии: «Я, Я Сам – Утешитель <05162> ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава…» [Ис. 51: 12].
[3] Например так, как это выражено в следующем фрагменте книги Иова: «… поэтому я отрекаюсь <03988> и раскаиваюсь <05162> в прахе и пепле» [Иов. 42: 6].
[4] То есть, открываете внутреннее ваше, а не внешнее – Г.Х.
[5] <04209> mezimmah mez-im-maw’ – 1) помысел, намерение; 2) замысел, ухищрение, злоумышление.
[6] «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» [Пс. 33: 19]. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» [Пс. 50: 19]. «… За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его [Пс. 108: 16]. «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» [Пс. 146: 3]. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять серд­ца сокрушенных» [Ис. 57: 15]. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» [Ис. 61: 1; Лк. 4: 18]. «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» [Дан. 3: 39].
[7] «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» [Прит. 16: 7]. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» [Рим. 5: 10].

Категория: Мои статьи | Добавил: философ (25.10.2011)
Просмотров: 803 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024